Развитие персонала
Достижение главной цели предприятия - «долгоживущая компания» - возможно через аспекты соблюдения требований законодательства, удовлетворения потребностей клиентов, эффективного использования всех видов ресурсов, постоянное улучшение процессов и решение проблем.
Выстроить процессы предприятия с учетом этих аспектов возможно только при наличии незаурядных сотрудников, обладающих глубиной знаний и широтой опыта. Формирование таких сотрудников является важнейшей задачей всей системы менеджмента Новокузнецкого Водоканала.
На предприятии принято использовать термин «развитие персонала» потому, что существующий в Водоканале подход развития сотрудников выходит за рамки такого привычного понятия как «обучение». Адаптация, семинары, тренинги, повышение квалификации — все это лишь малая часть всей выстраиваемой системы самообучающейся организации, направленной на непрерывное развитие каждого сотрудника.
Основной акцент в развитии персонала делается на способах получения знаний и отработки навыков непосредственно на рабочем месте. Например, к таким способам относятся:
- изучение передовых технологий производителей и опыта других предприятий;
- вовлечение сотрудников в процессы выявления проблем, подачи предложений, непрерывного анализа и совершенствования производственных и управленческих процессов предприятия;
- организация межфункциональных рабочих групп из числа сотрудников различных подразделений;
- разработка стандартов операций и процессов, а также их своевременная актуализация;
- проведение производственного инструктажа – обучение на рабочем месте;
- наставничество на рабочем месте, проводимое руководителем и опытным наставником;
- проведение конкурсов профессионального мастерства.
Полный перечень способов получения новых знаний не ограничивается только лишь этим списком. При этом каждый из способов выстраивается с учетом принципов организации процесса развития персонала, являющихся неотъемлемой составляющей идеологии всей производственной системы Водоканала.
Виды знаний
Все знания и программы развития персонала на Новокузнецком Водоканале разделяются на 5 групп:
№ п.п. |
Наименование группы знаний |
Краткое описание группы знаний |
Пример |
1 |
Знание истории компании, традиций, устоев и корпоративной культуры |
знания, позволяющие сотруднику сформировать полноценное представление о предприятии, его форме, принципах, методах, решениях и процессах на основе опыта поколений и вытекающих из него уроков |
|
2 |
Знания идеологии и методов управления |
знания, навыки и умения, которые необходимы для успешного выполнения работы по организации процессного подхода и построению «бережливого» предприятия, ориентированного на непрерывное совершенствование каждого процесса и сокращение совокупных издержек |
|
3 |
Профессиональные знания |
знания, навыки и умения, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения работы в той или иной должности, профессиональном направлении деятельности |
|
4 |
Обязательные знания (квалификация) |
знания (квалификация) работника обязательное наличие которых обусловлено внешними нормативными актами (постановления, приказы, законы и т.д.) |
|
5 |
Развитость личностных качеств |
индивидуальные особенности сотрудника, свойства личности, достаточный уровень развития которых обуславливает успешную деятельность сотрудника в той или иной должности, профессиональном направлении деятельности |
|
Развитию сотрудников уделяется достаточно много времени, сил и средств. При этом особое внимание уделяется задачам формирования специалистов и руководителей нового типа, осознавших идеологию У.Э.Деминга, идеологию «бережливого» производства, ежедневные действия которых направлены на:
- сокращение издержек и повышение эффективности процессов;
- разработку стандартов операций, процедур и процессов;
- передачу знаний и воспитание новых лидеров, осознающих идеологию «бережливого» предприятия;
- заботу о людях предприятия и потребителе услуг.
Суть всей последовательности развития уровня знаний и навыков сотрудников в Новокузнецком Водоканале можно отобразить следующей схемой:
Мы считаем, что путь достижения необходимого уровня знаний и навыков достаточно трудоемок и продолжителен во времени. Поэтому, для того, чтоб достичь глубинных знаний, осознанных навыков и постоянства действий персонала недостаточно разового обучения.
Каждого сотрудника необходимо последовательно провести через 5 стадий развития уровня знаний и навыков:
- довести корректную информацию и способствовать тому, чтобы сотрудник полностью услышал её;
- достичь правильного понимания полученной информации;
- достичь глубинного осознания того «почему именно так должно быть»;
- помочь на практике применить знания и навыки единожды;
- создать условия, среду, в которых сотрудник сможет регулярно применять собственные знания.
Для того, чтоб сотрудник успешно прошел каждый из 5 этапов собственного развития, ему оказывается всесторонняя помощь и поддержка от своего непосредственного руководителя, наставника, службы персонала, отдела управления качеством и директора по направлению.
Это также способствует формированию команды незаурядных сотрудников, способных решать любые задачи.