Развитие персонала

Достижение главной цели предприятия - «долгоживущая компания» - возможно через аспекты соблюдения требований законодательства, удовлетворения потребностей клиентов, эффективного использования всех видов ресурсов, постоянное улучшение процессов и решение проблем.

Выстроить процессы предприятия с учетом этих аспектов возможно только при наличии незаурядных сотрудников, обладающих глубиной знаний и широтой опыта. Формирование таких сотрудников является важнейшей задачей всей системы менеджмента Новокузнецкого Водоканала.

На предприятии принято использовать термин «развитие персонала» потому, что существующий в Водоканале подход развития сотрудников выходит за рамки такого привычного понятия как «обучение». Адаптация, семинары, тренинги, повышение квалификации — все это лишь малая часть всей выстраиваемой системы самообучающейся организации, направленной на непрерывное развитие каждого сотрудника.

Основной акцент в развитии персонала делается на способах получения знаний и отработки навыков непосредственно на рабочем месте. Например, к таким способам относятся:

  • изучение передовых технологий производителей и опыта других предприятий;
  • вовлечение сотрудников в процессы выявления проблем, подачи предложений, непрерывного анализа и совершенствования производственных и управленческих процессов предприятия;
  • организация межфункциональных рабочих групп из числа сотрудников различных подразделений;
  • разработка стандартов операций и процессов, а также их своевременная актуализация;
  • проведение производственного инструктажа – обучение на рабочем месте;
  • наставничество на рабочем месте, проводимое руководителем и опытным наставником;
  • проведение конкурсов профессионального мастерства.

Полный перечень способов получения новых знаний не ограничивается только лишь этим списком. При этом каждый из способов выстраивается с учетом принципов организации процесса развития персонала, являющихся неотъемлемой составляющей идеологии всей производственной системы Водоканала.

Виды знаний

Все знания и программы развития персонала на Новокузнецком Водоканале разделяются на 5 групп:

№ п.п.

Наименование группы знаний

Краткое описание группы знаний

Пример

1

Знание истории компании, традиций, устоев и корпоративной культуры

знания, позволяющие сотруднику сформировать полноценное представление о предприятии, его форме, принципах, методах, решениях и процессах на основе опыта поколений и вытекающих из него уроков

  • знания исторических дат, значимых событий, ключевых решений и ошибок в жизнедеятельности предприятия

2

Знания идеологии и методов управления

знания, навыки и умения, которые необходимы для успешного выполнения работы по организации процессного подхода и построению «бережливого» предприятия, ориентированного на непрерывное совершенствование каждого процесса и сокращение совокупных издержек

  • знание дерева целей предприятия, «бережливой» идеологии, цикла принятия решения;
  • знание философии менеджмента и 14 принципов устойчивого построения бизнеса У.Э.Деминга; 
  • знание 14 принципов и основ производственной культуры Toyota; 
  • знание 8 видов потерь, методов непрерывного улучшения, принципов 5S.

3

Профессиональные знания

знания, навыки и умения, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения работы в той или иной должности, профессиональном направлении деятельности

  • знание типов запорной арматуры и навыки их ремонта - профессиональные знания слесаря; 
  • знания налогового законодательства – профессиональные знания бухгалтера; 
  • знание показателей процессов и динамики их изменения во времени – профессиональные знания руководителя

4

Обязательные знания (квалификация)

знания (квалификация) работника обязательное наличие которых обусловлено внешними нормативными актами (постановления, приказы, законы и т.д.)

  • техминимум по пожарной безопасности;
  • охрана труда и промышленная безопасность

5

Развитость личностных качеств

индивидуальные особенности сотрудника, свойства личности, достаточный уровень развития которых обуславливает успешную деятельность сотрудника в той или иной должности, профессиональном направлении деятельности

  • лидерство – личностное качество руководителя; 
  • планомерность и организованность – личностное качество руководителя

Развитию сотрудников уделяется достаточно много времени, сил и средств. При этом особое внимание уделяется задачам формирования специалистов и руководителей нового типа, осознавших идеологию У.Э.Деминга, идеологию «бережливого» производства, ежедневные действия которых направлены на:

  • сокращение издержек и повышение эффективности процессов;
  • разработку стандартов операций, процедур и процессов;
  • передачу знаний и воспитание новых лидеров, осознающих идеологию «бережливого» предприятия;
  • заботу о людях предприятия и потребителе услуг.

Суть всей последовательности развития уровня знаний и навыков сотрудников в Новокузнецком Водоканале можно отобразить следующей схемой:

Мы считаем, что путь достижения необходимого уровня знаний и навыков достаточно трудоемок и продолжителен во времени. Поэтому, для того, чтоб достичь глубинных знаний, осознанных навыков и постоянства действий персонала недостаточно разового обучения.

Каждого сотрудника необходимо последовательно провести через 5 стадий развития уровня знаний и навыков:

  1. довести корректную информацию и способствовать тому, чтобы сотрудник полностью услышал её;
  2. достичь правильного понимания полученной информации;
  3. достичь глубинного осознания того «почему именно так должно быть»;
  4. помочь на практике применить знания и навыки единожды;
  5. создать условия, среду, в которых сотрудник сможет регулярно применять собственные знания.

Для того, чтоб сотрудник успешно прошел каждый из 5 этапов собственного развития, ему оказывается всесторонняя помощь и поддержка от своего непосредственного руководителя, наставника, службы персонала, отдела управления качеством и директора по направлению.

Это также способствует формированию команды незаурядных сотрудников, способных решать любые задачи.