Идеология, цели, задачи
Новокузнецкий Водоканал — это не только цеха и отделы, это идеология, корпоративная культура, которые сформированы на предприятии более 20 лет назад и существуют до сегодняшнего дня.
Все начинается именно с идеологии и с определения цели: для чего создается и существует предприятие?
Ответ на этот вопрос дает Дерево целей, определяющее главную цель предприятия.
Представленное Дерево целей формализует лишь основные элементы и имеет свое более детальное представление, подробно описывающее каждую его ветку. Кроме этого, Дерево целей предприятия выражается и в Политике предприятия в области качества.
Высшее руководство компании выступает гарантом реализации Политики в области качества и обязуется обеспечивать результативное выполнение процессов и эффективное функционирование системы управления качеством.
Наш девиз
Не всегда «новая» технология является лучшей, поэтому мы используем только лучшие технологии, которые проверены временем и не подведут нас в сложных ситуациях.
Наша стратегическая цель
- Оставаться на рынке коммунальных услуг максимально долго (долгоживущая компания)
Наши потребители
- Население
- Юридические лица
- Государственные органы
- Исполнительные органы местного самоуправления
Наши стратегические задачи
По удовлетворению требований населения и юридических лиц:
- Бесперебойность поставки ресурса
- Качество, удовлетворяющее требованиям потребителя
- Минимальная цена ресурса
- Минимальные сроки реагирования на жалобы
- Оперативное обслуживание потребителя
По удовлетворению требований государственных органов:
- Соблюдение законодательства
По удовлетворению требований исполнительных органов местного самоуправления:
- Отсутствие проблем, вызванных жалобами потребителя
- Быстрое и качественное восстановление благоустройства после выполнения ремонтов
- Постоянное улучшение экологической составляющей производственного процесса
Мы внедряем на нашем предприятии самую эффективную на сегодняшний день систему управления, которая базируется на учении Эдварда Деминга. Одним из успешных мировых примеров реализации его принципов является производственная система Toyota, опыт которой мы также изучаем с 1990 года и используем при построении собственной производственной системы. Философия производственной системы ООО «Водоканал» четко сформулирована в пяти разделах:
Раздел 1. Философия (стратегическое мышление)
1).Постоянство цели. Всегда следуйте заявленным стратегическим целям компании независимо от изменений внешней и внутренней среды. Будьте неизменно тверды и постоянны в достижении поставленной цели непрерывного улучшения продукции и услуг.
2).Философия долгосрочной перспективы. Принимайте управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.
3).Новая философия качества. Примите новую философию. Мы не можем более мириться с существующим уровнем задержек и дефектов. Формируйте систему менеджмента на принципах сотрудничества, получения удовольствия от работы.
4).Вовлеченность высшего руководства. Четко определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности.
5).Откажитесь от пустых лозунгов и призывов. Формируйте разумные цели и задачи, а также обеспечьте всем необходимым для их выполнения.
Раздел 2. Процесс
6).Покончите с зависимостью от массового контроля. Уничтожайте потребность в массовых проверках и инспекции как способе достижения качества. «Встраивайте» качество в продукцию и процессы и добивайтесь его статистического подтверждения.
7).Устраните произвольные количественные нормы и задания. Устраните порядок работы, который предполагает установление произвольных норм и квот для сотрудников и количественных заданий – для руководителей.
8).Правильный процесс дает правильные результаты. Создавайте процессы в виде непрерывного потока - это способствует выявлению проблем и является ключом к непрерывному совершенствованию и развитию людей.
9).Используйте систему вытягивания, чтобы избежать перепроизводства. Сделайте так, чтобы потребитель получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве.
10).Распределяйте объем работ равномерно. Устраняйте перегрузки людей и оборудования. Работайте над равномерным распределением нагрузки во всех процессах. Такова альтернатива чередованию авралом и простоем.
11).Остановка производства с целью решения проблем. Используйте все доступные методы обеспечения качества для потребителя. В случае появления дефектов сделайте остановку производства с целью системного решения проблем. Это должно стать частью производственной культуры компании.
12).Стандартные задачи — основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам. Фиксируйте накопленные знания о процессе, стандартизируйте лучшие методы работы. Не препятствуйте творческому самовыражению, направленному на повышение стандарта; закрепляйте достигнутое новым стандартом.
13).Используйте визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной. Используйте простые визуальные средства, чтобы помочь сотрудникам быстро определить, где они соблюдают стандарт, а где отклонились от него. По возможности сократите объем отчетов до одного листа.
14).Используйте только надежную, испытанную технологию. Вместо непроверенной технологии используйте известный, отработанный процесс. Прежде чем вводить новую технологию и оборудование, проведите испытание в реальных условиях. Отклоните или измените технологию, которая идет вразрез с философией компании.
Раздел 3. Рынок, поставщики и потребители
15).Покончите с практикой оценки и выбора поставщиков лишь на основе цены на их продукцию. Вместо этого наряду с ценой требуйте серьезных подтверждений качества продукта.
16).Разрушайте барьеры между подразделениями. Люди из различных функциональных подразделений должны работать в командах, с тем, чтобы устранять проблемы, которые могут возникнуть с продукцией или услугами на протяжении всего процесса создания ценности для потребителя.
17).Уважайте своих партнеров и поставщиков. Создавайте для партнеров условия, стимулирующие их рост и развитие. Ставьте перед ними сложные задачи и помогайте решать их. Относитесь к партнерам, как к равноправным участникам общего дела.
Раздел 4. Обучение, развитие и мотивация персонала
18).Введите в практику подготовку и переподготовку кадров. Введите в практику современные подходы в подготовке и переподготовке для всех сотрудников. Чтобы поспевать за изменениями постоянно требуются новые навыки и умения.
19).Учредите «лидерство». Воспитывайте лидеров, которые досконально знают свое дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других. Лучше воспитывать своих лидеров, чем покупать их за пределами компании.
20).Изгоняйте страхи. Истинное сотрудничество позволяет достигнуть намного большего, чем разрозненные усилия. Но это взаимодействие не станет эффективным, если не культивировать в компании взаимное доверие, уверенность и уважение.
21).Дайте работникам возможность гордится своим трудом. Создавайте условия для возможности сотрудникам гордиться своим трудом – качественно выполнять свою работу, осознавая свой вклад в достижение общих целей. Откажитесь от наказаний по результатам аттестации.
22).Поощряйте стремление к образованию. Учредите активную программу образования и поддержки самосовершенствования всех сотрудников. Знания – это источник успешного продвижения в достижении конкурентоспособности.
23).Воспитывайте незаурядных людей и формируйте команды, исповедующие философию компании. Обучайте незаурядных людей и рабочие команды действовать в соответствии с корпоративной философией. Формируйте межфункциональные группы, чтобы повысить качество и производительность.
Раздел 5. Непрерывные улучшения и решение проблем
24).Улучшайте каждый процесс. Сегодня и всегда ведите постоянный поиск проблем, улучшайте все процессы планирования, производства и оказания услуг, с целью повышения качества, производительности и таким образом снижения затрат.
25).Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами. Решая проблемы и совершенствуя процессы, вы должны увидеть все своими глазами и лично проверить данные, а не теоретизировать, слушая других людей и глядя на монитор компьютера.
26).Принимайте решение, не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты. Не принимайте однозначного решения о способе действий, пока не взвесите все альтернативы. Когда вы решили, куда идти, следуйте избранным путем без промедления, но соблюдайте осторожность.
27).Формируйте обучающую структуру. Неустанно занимайтесь самоанализом и непрерывным совершенствованием. Оберегайте базу знаний об организации своей компании, не допускайте текучести кадров, следите за постоянным продвижением сотрудников и сохранением накопленного опыта.
Процесс освоения новых методов и технологий, сокращения затрат - бесконечен. Он основан на Цикле принятия решения, который является собственной разработкой ООО «Водоканал». Реализация любого нововведения обязательно проходит через все этапы этого цикла. Именно поэтому все решения являются взвешенными, тщательно протестированными в реальных условиях и адаптированы под специфику предприятия и условия внешней среды. Как только заканчивается процесс внедрения нового метода, решение переводится в разряд типового, после чего начнется непрерывный процесс улучшения, который также проходит через всю цепочку этапов цикла принятия решения. И этот процесс непрерывного улучшения постоянен, он никогда не остановится, пока предприятие живет.
1) этапы 1-5 выполняются пока лабораторный образец 7 раз не подтвердит запланированное качество;
2) этапы 6-8 выполняются пока в реальном производстве образец 7 раз не подтвердит запланированное качество;
3) этапы 8-9 переводят решение из экспериментального в стандарт, который никто не может изменить до новой разработки.
Каждый этап цикла принятия решения является неотъемлемой частью всего цикла. И каждый этап имеет свое предназначение и специфику применения. Именно поэтому для каждого этапа разработаны свои инструменты. Наши сотрудники знают эти инструменты и их применение помогает безошибочно принять взвешенное, разносторонне протестированное решение.
Наименование этапа цикла |
Задача этапа |
Используемые инструменты |
Итог, что должны получить по завершению этапа |
Получение информации |
Определить с какой проблемы начать, является ли она приоритетной. |
• Построение карты потока создания ценности (процесса)
|
• Протокол совещания
|
Собрать мнения заинтересованных сторон о проблеме |
• Сбор заинтересованных лиц в решении проблемы, участников, лиц, владеющих информацией об источнике проблемы
|
• Протокол совещания
| |
Достичь согласия по формулировке проблемы, которая описывала бы, в чем именно состоят, когда и где происходят неполадки или отклонения в работе. |
• Мозговой штурм |
• Протокол совещания
| |
Анализ информации |
Достичь согласия по основной (коренной) причине проблемы |
• Диаграмма Парето
|
Отчет о проведенных мероприятиях с выводами и предложениями |
Составить полное представление о причинах проблемы |
• Причинно-следственная диаграмма
| ||
Определить цель и составить план действий |
• Диаграмма Ганта |
План действий | |
Изготовление лабораторного образца |
Определение требований к решению |
• Мозговой штурм
|
Варианты решений с предполагаемыми последствиями и результатами |
Определение критериев эффективности решения | |||
Определение ограничений | |||
Расчленение задачи на подзадачи | |||
Поиски идей решения по каждой подзадаче | |||
Построение моделей и проведение расчетов | |||
Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме | |||
Обобщение результатов по каждой подзадаче | |||
Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче | |||
Разработка вариантов решения всей задачи | |||
Анализ эффективности вариантов решения | |||
Оценка влияния неуправляемых параметров | |||
Испытание лабораторного образца |
Испытание предлагаемого решения в лабораторных условиях (проигрывание различных ситуаций) |
• Моделирование ситуаций
|
Отчет о ходе и результатах проведенного испытания: что было выполнено, что нет, какие возникли проблемы и как их преодолели (отправляется руководителю службы для принятия решения о начале эксперимента) |
Анализ полученных результатов и планируемых целей. | |||
Корректировка плана, решения | |||
Новое испытание пока мы не получим запланированного результата | |||
Принятие решения о запуске эксперимента |
Выбор участка для апробации решения, выбор срока в течение которого будет проводится эксперимент, получение согласия лиц, участвующих в эксперименте |
• Система принятия решения "ринги" |
Приказ о проведении эксперимента с указанием сроков, места проведения эксперимента и участников, названием временного документа, |
Согласование и утверждение приказа |
Утвержденный Приказ о проведении эксперимента с указанием сроков, места проведения эксперимента и участников (план проведения эксперимента) и названием временного документа | ||
Мероприятия по внедрению эксперимента |
Обучение участников эксперимента необходимым знаниям, навыкам. |
• Производственный инструктаж |
Отчет о проведенном обучении: что было выполнено, что нет, какие возникли проблемы и как их преодолели, какие отклонения от плана произошли и почему |
Эксперимент
|
Подготовка рабочего плана реализации |
• Диаграмма Ганта |
Отчет о ходе и результатах проведенного эксперименты: что было выполнено, что нет, какие возникли проблемы и как их преодолели, какие отклонения от плана произошли и почему |
Его реализация в течение 7 периодов (период-может быть количество задействованных участников, 7 циклов пройденных от начала и до конца) | |||
Внесение изменений в решение в ходе реализации | |||
Оценка эффективности принятого и реализованного решения | |||
Достижение стабильного эффекта |
Обеспечение повторяемости результатов и соответствие их целям на протяжении 7 периодов |
• Наблюдение
|
Отчет о ходе и результатах проведенного эксперименты: что было выполнено, что нет, какие возникли проблемы и как их преодолели, какие отклонения от плана произошли и почему |
Перевод решения в разряд типового |
Распространение решения на всю систему. Стандартизация.
|
• Положение о разработке стандартов – организационно-нормативных актов,
|
Утвержденный стандарт – организационно-нормативный акт |
Успех, который у нас есть — неслучаен, это не просто везение, это работа всего коллектива, это ФИЛОСОФИЯ, это СИСТЕМА, запрограммированная на УСПЕХ.